Послание к евреям говорит о вере. Но
сама вера может быть очень разной.
На мой взгляд, есть три основных
вида веры, которые можно увидеть из Писаний. Первый вид это вера в искупление.
В то, что уже совершил Христос. Благодаря такой вере мы можем с
дерзновением приходить к престолу благодати. В нашей совести удаляется
преграда, которая мешала нам обращаться напрямую к Богу, потому что у нас
появился заступник, Ходатай Нового Завета, Иисус. Он – наше умилостивление перед
Богом. Мы имеем доступ к Богу благодаря вере в искупление. Нет веры в
искупление – нет и доступа, не возможны никакие взаимоотношения с Богом, есть
препятствие.
Второй вид веры вытекает из
веры в искупление. Поскольку я получил доступ к Богу лично, я имею доступ к Нему
как источнику веры. И я теперь могу ходить верой в этой жизни, получать
обетования, избегать острия меча, прогонять полки чужих. Я могу «пробиваться» в
жизни верою, стоять в вере, сражаться в вере. К этому виду веры относится, я
думаю, дар веры. Через который действуют дары исцелений и чудотворений. Он уже
всё совершил на кресте. Даровал мне всё, в чём я нуждаюсь.
Но есть ещё и третий вид веры,
который упоминается в Библии, в частности ему посвящена большая часть
десятой и одиннадцатой глав послания к Евреям. Это вера сверх надежды, вера в
то будущее, в то наследие, которое даровал нам Спаситель через искупление. Если
первый вид веры является основанием наших взаимоотношений с Богом, второй
вид позволяет двигаться верой в этом мире, то третий вид веры является
источником праведной жизни в Боге. Третий вид веры реализует в нашей жизни ту
праведность, которую мы даром получили во Христе Иисусе.
Хорошим примером такой веры я
считаю, может служить нищий Лазарь из притчи о богаче и Лазаре, которую
рассказывал Христос. Лазарь имел все минусы в жизни, которые только можно
иметь. Он был болен, был нищим, и был унижен среди людей. Богач же имел все
плюсы. Был богат, уважаем. И, видимо, здоров. Однако, Лазарь попадает на лоно
Авраамово, потому что верил Богу сверх того, что можно иметь в земной
жизни, и утешался этой верой посреди тех страданий, которые ему пришлось
пройти, а богач попадает в ад, потому что не имел такой веры.
Человек может верить в искупление,
может иметь веру для того, чтобы получать обетования в этой жизни, однако при
всё при том, быть лишь материально ориентированным. Или любить этот мир. Любить
себя в этом мире. Сердце человека ещё не меняется глубоко, если он живёт только
двумя первыми видами веры. Человек может верить в благословения для себя и
одновременно с этим поступать корыстолюбиво с братом своим. Но сердце
изменяется тогда, когда в своей земной жизни человек начинает ходить верою в
будущее.
Этот третий, и в чём-то ещё
недооценённый вид веры нам нужно прибавить к двум первым видам. Потому что
именно через веру в будущее, через веру сверх надежды наше сердце может глубоко
быть изменяемо Богом. Мы по немощи своей склонны думать, что если Господь
благословил нас материально, то это служит доказательством того, что с нашей
верой всё в порядке. Или, если мы терпим недостатки, то у нас проблемы с верой.
Это действительно может быть так, а может и нет. В случае, который привёл
Христос, как раз богач имел проблемы с верой, а не Лазарь.
Автор послания к Евреям когда
говорит о вере, то упоминает эти все три вида веры. Вот что он говорит про веру
в искупление.
Евр. 10:10 По сей то воле освящщены
мы единократным принесением тела Иисуса Христа.
Евр. 10:14. Ибо Он одним приношением
навсегда сделал совершенными освящаемых.
Евр. 10:19 Итак, братия, имея дерзновение
входить во святилище посредством Крови Иисуса Христа, путём новым и живым….
Мы уже совершенны и освящены,
поэтому мы имеем дерзновение приходить к Богу. Но далее он затрагивает уже
другой вид веры, веру в то будущее наследие , которое даровано им
благодаря этому искуплению.
Евр. 10:34 … и расхищение имения
вашего приняли с радостью, зная, что есть у вас на небесах имущество лучшее и
непреходящее.
Именно про этот вид веры. Веру сверх
надежды, он говорит далее, что праведный верою жив будет (Евр. 10:38).
Далее, перечисляя героев веры и
Автор упоминает причину того, что Бог так оценил и превознёс пред Самим Собою
Авраама, Исаака и Иакова. Что имена этих обычных людей включил в Своё собственное
имя. А именно потому, что они ходили этой верой сверх надежды. Евр11.16 Но они стремились к лучшему, то есть к
небесному, посему Бог и не стыдится их, называя себя их Богом: ибо Он
приготовил им город.
К этому виду веры относится вера и
Моисея, когда он отказался называться сыном дочери фараоновой, и лучше
захотел страдать с народом Божьим, нежели иметь временное, греховное
наслаждение. И поношение Христово почёл большим для себя богатством, нежели
Египетские сокровища, ибо он взирал на воздаяние. (Евр. 11:24-26).
Дальше Автор говорит, как вера
действовала в жизни многих людей, как они двигались верою в этой жизни, угашали
силу огня, избегали острия меча… Он описывает второй в нашем списке вид веры.
Ту веру, которой люди двигаются в этой жизни... И подводя итог всему сказанному,
Автор заключает: И все сии, свидетельствованные в вере, не получили
обещанного, потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас
достигли совершенства (Евр. 11:38–39).
Автор говорит нам, что несмотря на все достижения веры
эти герои ещё не получили того, что Бог намеревается им дать, потому что Он
даст им их наследие вместе с нами.
После этого обращения к Евреям,
Автор говорит, что имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с
себя всякое бремя и запинающий нас грех…. (Евр. 12:1). Автор не
просто призывает не грешить, как это часто делают в церквях. Это не плохо само
по себе. Но не грешить человек может только через веру. А именно через веру
сверх надежды. Он даёт людям ключ к тому, чтобы они смогли побеждать в своей повседневной
жизни – он описал нам героев веры, которые не просто верили и получали
обетования, но они верили Богу сверх любых земных ожиданий. Именно на этом виде
веры и сделал акцент Автор, потому что именно вера такого рода приводит людей к
победоносной жизни.
Если вернуться к примеру с Лазарем,
то проявление его веры выразилось в незлобии, терпении всего того, что он
перенёс в жизни. Не очень заметные и уважаемые вещи в среде людей.